Тур на Байконур.

Если бы мне кто-нибудь из сослуживцев 25 лет назад сказал, что я сюда еще вернусь и не один раз, я бы послал его куда подальше. Уж очень мрачным мне казалось это место, куда меня тогда привезли не по своей воле. На Байконуре я проходил срочную службу в рядах Советской армии. Но когда в апреле 2011 года мне и моим друзьям Хотынскому Сергею RV3FM и Косареву Дмитрию RL3FL предложили поехать на Байконур в радиоэкспедицию, посвященную 50-летию полета первого человека в космос - Ю.А.Гагарина, то я, не раздумывая, согласился. Уж очень захотелось снова побывать в тех местах, а тем более поработать оттуда в эфире. Перед отъездом встретились с другими участниками экспедиции, с которыми я ранее не был знаком. Это организатор и руководитель экспедиции Михаил Купин, тогда еще RZ3AHQ, а сейчас R3AS и Олег Лытко. Они работают в Роскосмосе. Виктор Лучанский RK3BX и Валерий Шиневский R2DA - консультанты Центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина. Именно в таком составе мы и отправились тогда в начале апреля на космодром Байконур.

К сожалению, после первой экспедиции никто из нас не решился написать о том, какой она была и как все происходило. После возвращения домой все окунулись в рутину своих постоянных забот, и время ушло. Только радиолюбители Казахстана, принявшие в ней участие, напечатали статью в своем журнале.Поэтому в этот раз я решил не откладывать на потом и рассказать, как все происходило в экспедиции 2012 года и вспомнить самые интересные моменты прошлогодней поездки. Все необходимые документы от администраций связи России и Казахстана были оформлены, как положено, и получены заранее. Позывные предполагалось использовать Российские: R50YG- Россия 50 Юрий Гагарин, R50SK- Россия 50 Сергей Королев, R50KEDR-Россия 50 КЕДР – позывной Ю.А. Гагарина. Как известно, космодром Байконур Россия арендует у Казахстана до конца 2049 года. Администрация связи Казахстана любезно и без проволочек дала нам добро. Ребята из Казахстана для экспедиции получили позывной UP50S. Планировалась работа с нескольких рабочих мест, поэтому позывных было несколько. Для октябрьской экспедиции 2012 года мы получили позывной R55SAT в честь 55-летия запуска первого искусственного спутника Земли, разрешение действует до 4 января 2013 года, поэтому этот позывной еще будет звучать в эфире. В прошлом году, как и в этом, мы встретились в аэропорту Домодедово, но в отличие от прошлого года, когда мы улетали вшестером, в этом году нас было всего трое: Михаил R3AS- руководитель этой экспедиции, я и Олег Лытко, который улетел на Байконур на день раньше. Все остальные по тем или иным причинам не смогли поехать. Видимо, прошлая экспедиция многих утомила, и мы оказались самыми стойкими…В прошлый раз мы отвезли на Байконур целый комплект аппаратуры и несколько антенн, и оставили все там. Поэтому сейчас мы летели налегке. Михаил взял с собой свой трансивер «Elekraft K3» и еще кое-что, а я только ноутбук, блок питания на 25 ампер весом всего 1кг., интерфейсы для трансиверов и т.д. Все равно – на двоих набралось килограмм 30 вместе с личными вещами. Все формальности в аэропорту пройдены и вот - мы улетаем. В прошлом году Байконур нас встретил 25-ти градусной жарой в апреле месяце и зданием аэропорта в виде ангара. В этом году - приятной теплой осенней погодой около 20 градусов и шикарным, только что открывшимся за две недели до нашего прилета новым зданием аэропорта. Хорошо подготовились к нашему прилету (Hi).

Так же, как и в прошлом году, и в этот раз нас уже встречали в аэропорту. Мы погрузились в машину и поехали в город. Так как весь космодром Байконур и сам город являются закрытой территорией, то на всех въездах устроены КПП (контрольно-пропускные пункты). Без специального пропуска в город не попадешь, а тем более на сам космодром. Пропуска для нас были уже оформлены, и мы проехали без проблем.

Буквально через полтора километра после въезда в город (ранее он назывался Ленинск, а сейчас Байконур), проезжая по проспекту Гагарина я увидел свою бывшую воинскую часть, в которой когда-то служил. Сразу нахлынули воспоминания о тех временах. Сейчас в здании, где была наша рота, находится какой-то колледж и автошкола. В прошлом году, после краткого, но приятного отдыха в одном из уютных кафе и небольшой экскурсии, мы остались на одну ночь в городе, а на следующий день поехали на сам космодром. Именно оттуда мы должны работать в эфире. В этот раз после обеда все в том же кафе мы сразу отправились на «площадку» - так на Байконуре называют все объекты. На одной из них примерно в 30 километрах от города и примерно в полутора километрах от стартовой площадки номер 1, откуда и был запущен первый искусственный спутник Земли, а потом и отправился в полет первый космонавт Ю.А.Гагарин, был расположен наш шэк. Это небольшое, но очень уютное и удобное во всех отношениях для нас здание, расположенное рядом с «гостевыми» трибунами, откуда важные персоны наблюдают за пусками космических ракет. Рядом полно места где можно разместить любые антенны. Дорога до места заняла примерно 25 минут. Вдоль всего пути в апреле прошлого года нам попадались только что проснувшиеся после зимней спячки суслики, которые стояли по стойке «смирно» и с любопытством разглядывая нашу машину. В этом году - ни одного. Видимо отправились уже обратно спать. Ну вот, мы уже на месте. Прошлый раз после прибытия мы сами устанавливали все антенны на двух позициях. На первой, откуда планировалась работа позывным R50YG, как раз рядом с VIPтрибуной, была установлена система фазированных вертикалов 4 на 20 и 4 на 40 метров, а также 3х элементые квадраты на 28 мГц. Которые впоследствии были сметены сильным ураганным ветром. Также был установлен комплект УКВ антенн для работы через ИСЗ.

Для второй рабочей позиции нам было предложено два варианта: Первый это непосредственно из гостиницы, идеальные условия для проживанияи работы в эфире, но не самые лучшие условия для антенн – пустырь возле здания и закрытый самим зданием юг. Второй вариант – это антенное поле примерно в десяти километрах от основного места в сторону города Байконур.Там со времен СССР осталось много готовых антенных систем и мачт высотой до 30 метров.

Для этого нам выделили автомобиль Урал с кунгом и электрогенератором. Этот вариант был очень заманчив, тем более впереди был Кубок Гагарина в котором мы также планировали поработать. И используя несколько мощных антенн можно было бы неплохо отработать в соревнованиях. Накануне контеста мы поехали туда, чтобы на месте уже определиться и посмотреть эти антенны. Мы обошли антенное поле, обследовали несколько антенн, измерили их параметры и пришли к выводу, что нам просто не хватит времени, чтобы подготовить их к нормальной работе. Поэтому решили отказаться от этой затеи. Да и гостиничные условия взяли верх над работой в поле из кунга автомобиля, тем более, что жара на Байконуре уже стояла под 30 градусов.

Так, что вторая позиция была развернута в одной из гостиниц Роскосмоса, которая находится чуть дальше от стартовой площадки, чем основное рабочее место, установив все необходимые антенны и аппаратуру, мы начали работу с этого места позывным R50SK.

В этом году мы уже приехали можно сказать на все готовенькое. Местные радиолюбители Игорь Губа UN7SW, Саша Долинин RA3VMC и Игорь Свирилин UN7SB уже установили все необходимые для работы антенны: спайдер RR-33 на 12-ти метрой мачте от R-QUAD, DELTA LOOP на 160 и 80 метров, DELTA LOOP на 40 метров, и, конечно же, наш «легендарный» вертикал CP-6, на котором мы в прошлом году работали непосредственно со стартовой площадки, в 100 метрах от стартового стола, используя только один трансивер FT-950 c питанием от аккумулятора. Тогда, работая позывным R50KEDR на диапазоне 15 метров мы провели на 40 связей больше, чем наши ребята на диапазоне 20 метров тем же позывным с основной позиции, где применялись 4 фазированных вертикала и усилитель, но об этом расскажу чуть ниже… Так, что антенны были уже готовы. Нам оставалось только установить аппаратуру, что мы быстро и сделали. В прошлый раз это были трансиверы FT-897, IC-756PRO3 и усилитель Heatkit SB-220, который нам любезно одолжил Иван UN7SPA. В этот раз мы работали на К-3 и FT-950 c усилителем AMERITRON AL-811. Как говорится - разница познается в сравнении, так вот: эти два трансивера как земля и небо. Или, как модно сравнивать - Запорожец и Мерседес. Естественно, сравнение не в пользу FT-950…

Хотя рядом и находится вся космическая инфраструктура, но, как и в прошлый раз, включив трансиверы, мы услышали кристально чистый эфир. Как-никак степь да степь кругом, точнее полупустыня Кызыл-Кум. До начала работы позывным R55SAT было еще полдня, действие лицензии с ноля часов местного времени. Наши ребята немного прогрели эфир, работая своими местными позывными, а заодно и проверили технику и антенны. Все работало без каких-либо проблем. Работали одновременно с двух рядом расположенных мест, одно место с 500 ваттным усилителем, диапазонные фильтры не применялись. Без проблем можно было работать на разных диапазонах, не создавая помех друг другу.Подошло время старта. Так как обе экспедиция были анонсированы заранее, то, как только мы начинали свою работу и в прошлом году, и в этом, эфир просто «взрывался». С непривычки мы сначала с трудом разгребали пайлапы, но со временем освоились. Многие радиолюбители были очень удивлены, что с территории Казахстана звучат российские позывные, видимо, они до сих пор не знали, что космодром находится под администрированием России. На нем действуют российские законы, российская полиция, автомобильные номера имеют свой регион 94, платежная валюта - российский рубль, почта тоже российская. Сразу возникает вопрос: почему же тогда Байконур не засчитывается как отдельная территория по DXCC, отвечу - в прошлом году, как только были получены все необходимые документы от администраций связи России и Казахстана, их копии были направлены в комитет DXCC, чтобы они рассмотрели вопрос о включении Байконура в список DXCC. Но упертые американцы даже и слышать об этом не хотят. Видимо ждут, когда их пригласят на Байконур и встретят с хлебом и солью…. Но свет клином не сошелся на DXCC. Сейчас есть много других интересных дипломных программ, на которые засчитывается эта территория. Одна из последних и, на мой взгляд, очень интересных – это “My World” думаю, что она имеет очень хорошие перспективы в будущем, если учредители не будут ее слишком усложнять, особенно с оформлением заявок. В последние годы многие учредители дипломных программ очень грешат этим, усложнив оформление. Это касается и наших учредителей, например RDA, и зарубежных, особенно DXCC, не говоря уже о «цене вопроса». Все поставлено у них на коммерческие рельсы. Несмотря на то, что QSO c нами не шли в зачет ни на DXCC, ни на RDA, интерес к этим двум экспедициям оказался огромным. Видимо сыграла свою роль уникальность ситуации, российские позывные без всякой дроби с территории другого государства. Редко такое можно услышать! В прошлом году одновременно с нашей работой в эфире у нас была и культурная программа. На второй день нашего пребывания на космодроме, мы встретились с радиолюбителями Казахстана, которые, преодолев на своих машинах несколько сотен километров, приехали сюда из Алма-Аты, Кокчетава, Экибастуза и Астаны. Наша встреча состоялась на территории музея космодрома Байконур. Затем была экскурсия в сам музей. В этом музее находится огромное количество экспонатов собранных за все время существования советской и российской космонавтики. Особенно поражает воображение многоразовый корабль Буран, который установлен рядом с музеем. Все мы остались под большими впечатлениями от увиденного. Посчастливилось нам оставить свои автографы и позывные в книге почетных гостей музея, рядом со знаменитыми космонавтами и руководителями разных стран. В этом году мы работали только в эфире, ни на что больше не отвлекаясь. Нас было в этот раз не так много, и мы решили сосредоточиться только на работе. Очень приятно было слышать слова благодарности от радиолюбителей за то, что мы проводим экспедиции в честь таких знаменательных событий.

Запомнилось QSO с А.А. Волковым U4MIR. Думаю, что этот позывной знают все. Несколько десятков радиолюбителей, что-то около 50-ти человек, сообщали нам во время проведения QSO, что они сами бывали здесь на Байконуре в разное время. Кто-то служил здесь в армии, кто-то работал. А один радиолюбитель из 9-го района сообщил нам, что был здесь в середине 50-х годов прошлого века, и как раз они начинали строить космодром и жили здесь в палатках, когда летом была жара под 50 градусов в тени, которую там было не найти, а зимой морозы за -30 градусов. Но как он сказал, все равно приятно вспоминать те годы. В общем, много разных радиосвязей запали в память. 12-го апреля 2011 года в день годовщины полета Ю.А. Гагарина нам разрешили работать в эфире непосредственно со стартовой площадки номер 1. Откуда и стартовала ракета «Восток» с Ю.А. Гагариным на борту. Накануне мы поехали туда на экскурсию и были приятно удивлены всем, что там увидели, особенно поразил «стартовый стол», на котором устанавливается космическая ракета перед стартом. За все время пребывания на космодроме нам не довелось понаблюдать за очередным пуском космических кораблей, их просто не было в те дни, когда мы были там,  зрелище это незабываемое, словами не передать, и то, что мы видим по телевизору, далеко от того, что происходит в непосредственной близости от старта. Во время службы в армии на космодроме я насмотрелся их немало. Особенно эффектно след от взлетающей ракеты смотрится в ночном небе. Грохот ракетных двигателей слышен за десятки километров. Так вот, во время нашей экскурсии мы присмотрели себе место, где можно было бы установить на следующий день трансивер и антенну, место было расположено ровно в ста метрах от стартового стола, там было куда поставить наш «штырь» CP-6.

На следующее утро точно в указанное нам время, мы были на месте. Быстро установили антенну CP-6, повесили на нее флаг экспедиции, сшитый за одну ночь супругой Николая Клипки (они живут в городе Байконур). Мы включили трансивер, подключили антенну, до старта оставалось еще несколько минут и на диапазоне 20 метров мы провели уникальную радиосвязь с экспедицией саратовских радиолюбителей R50CG, на место посадки первого космонавта. Получился своеобразный радиомост между точками старта и приземления Ю.А.Гагарина. Ровно в 10 часов 05 минут - это время старта корабля Восток-1 - мы начали работу телефоном на диапазоне 15 метров. Пайлап стоял невообразимый, этому способствовало еще и очень хорошее прохождение в то утро.

На все время работы позывным R50KEDR было отведено ровно 108 минут-длительность полета Ю.А.Гагарина.

Время пролетело очень быстро, все наши операторы отработали по очереди, к сожалению не все желающие радиолюбители смогли тогда провести с нами радиосвязь, не хватило времени. Наши ребята в это же время работали параллельно на диапазоне 20 метров с основной позиции. Поскольку энергетика у них была намного выше, чем у нас, то там образовалась просто гигантская «свалка»  и видимо ребята с ней справлялись с трудом. Поэтому количество связей за 108 минут у них оказалось меньше чем у нас, несмотря на хорошую антенну.

Все, «полетное время» вышло. Мы быстро разобрали антенну и вернулись на основную позицию. Оставалось работать в эфире еще два дня. В этом году 4-го октября в День годовщины запуска первого искусственного спутника мы провели весь день в эфире работая одновременно сразу на двухдиапазонах. Вечером в гостинице я включил телевизор, чтобы посмотреть новости, и меня очень удивило и одновременно огорчило то, что в вечерних новостях ни по одному из центральных российских каналов даже не упомянули об этой знаменательной дате в отечественной космонавтике. Если так дальше пойдет, то скоро наши дети и внуки не будет знать, кто был первым в космосе. Наши СМИ болтают о чем угодно, только не об этом. О трех девицах из набившей всем оскомину группы СМИ поют уже более полугода. А о том, о чем надо бы сообщать в первую очередь – тишина… Как и вовремя первой нашей экспедиции, когда мы находились на Байконуре 10 дней, так и во время второй, длительностью 5 дней, время пролетело незаметно. Вот и настал момент, когда нужно было заканчивать нашу работу в эфире.

7 октября 2012 года ровно в 12 часов местного времени мы провели «крайнее» QSO - так принято в этих краях говорить вместо слова «последнее». На завтра нас уже ждал аэропорт Байконура “Крайний”, затем самолет и возвращение домой.

За время двух экспедиций в апреле 2011 года и в октябре 2012 года позывными R50YG, R50SK, R50KEDR и R55SAT было проведено более 20000 QSO. Мы благодарим всех радиолюбителей, кто следил за нашими экспедициями, кто искал нас на диапазонах и провел с нами радиосвязи.

К сожалению, из-за проволочек в работе одного менеджера, не буду его называть, не удалось быстро напечатать и разослать QSL карточки за экспедицию 2011 года, но сейчас эта проблема решена, и карточки уже рассылаются.

В свою очередь, хочу поблагодарить тех людей, благодаря кому состоялись эти две экспедиции. Это организатор и руководитель обоих экспедиций Михаил Купин (R3AS), его заместитель Олег Лытко, Николай Клипка и его супруга Татьяна, Игорь Губа (UN7SW) и Денис Хоружий. Огромное спасибо руководству Роскосмоса в лице прежнего руководителя Анатолия Перминова и нынешнего руководителя Владимира Поповкина, которые поддержали идею проведения радиоэкспедиций на Байконур и дали соответствующие разрешения, Радиочастотной службе России в лице руководства Главного радиочастотного центра Константина Черткова,  а также Леониду Михалевскому RL3BW, Роману Галуц RL3DW, Юрию Андрееву, образовавшей специальные позывные сигналы и согласовавшей с Администрацией связи Республики Казахстан их использование на территории Байконура, руководству ФГУП ЦЭНКИ в лице генерального директора Александра Фадеева, а также Валерию Крехтунову, Руслану Мухамеджанову и Евгению Анисимову, благодаря поддержке которых обе экспедиции состоялись, фирме НПЦ “СОТИС”(www.sotis-ltd.com), которая взяла на себя основные финансовые затраты на проведение обеих экспедиций. Отдельное спасибо Администрации связи Республики Казахстан в лице председателя Комитета связи и информатизации Министерства транспорта и коммуникаций Ризата Нуршабекова, а также Гульнары Букеевой, которые понимают важность подобных мероприятий для укрепления дружбы и сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации. Спасибо участникам экспедиций 2011 и 2012гг.: Николаю Ляхову UN7FGI, Вадиму Михину UN7FW, Игорю Свирилину UN7SB, Александру Долинину RA3VMC, Валерию Шиневскому R2DA,

Виктору Лучанскому RK3BX, Дмитрию Косареву RL3FL и Сергею Хотынскому RV3FM.

До встречи, 73! R50YG, R50SK, R50KEDR, R55SAT QTH Космодром Байконур.QTH LOC. MN15PV, WAZ-17, ITU-30. QSL via R3AS.